Connect with us
social network

Спорт

«Формулу-1» спасут от скуки сверхопасным эффектом. Даже придумали, как избежать жестких аварий — Поворот не туда — Блоги

Опубликовано

от

Зато обгонов и борьбы точно станет больше.

Современную «Формулу-1» нередко критикуют за паровозные гонки, отсутствие реальной борьбы на треке и малое количество обгонов вне зон DRS при относительно равных состояниях машин. То есть на самом деле какое-то противостояние в процессе гонки есть и в топ-6 пелотона, и в середине, но чаще всего все дуэли и сражения сводятся к стратегии: выбора лучшего момента для раннего пит-стопа (для виртуального обгона конкурента с помощью более высокого темпа на новых шинах), либо создания ситуации, когда к фазе борьбы на треке один гонщик обладает лучшей позицией для обороны, а другой – свежими и мягкими покрышками с большим сцеплением (как частный случай – прогретая и готовая к гонкам резина против холодной сразу после выезда с пит-лейн).

За пределами двух данных схем противостояния на треке происходят нечасто даже при видимом различии в уровне пилотажа между двумя соперниками. Гонщики легко могут догнать конкурента и висеть у него на хвосте в пределах 1-1,5 секунды 10-15 кругов подряд без единой попытки (и шанса) на атаку – особенно если автодром узкий и и без длинных зон торможений.

«Это насмешка над гонками». «Формулу-1» разнесли после провального Гран-при Франции

Если не учитывать лотереи на стартах и подарки в виде дождевых уик-эндов, то именно обстоятельства на треке, а не мастерство часто выходит на первый план – и лишь ошибки привносят в заезды перчинку и драму. К примеру, в 2019-м нам почти не приходилось обсуждать успешные маневры на треке в топ-3 – в основном хедлайнерами Гран-при становились спорное судейство, дикие фэйлы на пит-стопах, вопиющие провалы в стратегиях (в основном у «Феррари»), вылеты, редкие столкновения, поломки и редкие прорывы.

Безусловно, с подобным разнообразием событий нынешний сезон трудно назвать по-настоящему скучным, но современная «Формула-1» как никогда близка к постоянному соответствию изначально намеченным планам. И такие гонки в последние сезоны выходили максимально безликими и пустыми.

Виноваты хорошо проработанные болиды

По большей части нынешнее положение дел в самом деле связано с философией машин.

С 2017 года основное влияние на аэродинамические свойства и прижимную силу гоночных машин стали оказывать рассекатели, закрылки на корпусе и передние антикрылья с дефлекторами (детали между колесами и отверстиями по бокам для системы охлаждения). именно два последних элемента гонят самый чистый поток под днище, а возмущенный неактивными элементами и шинами воздух разрезается и перенаправляется по бокам и сверху от машины. Именно вокруг обработки потока на антикрыле и строится концепция вообще всех болидов современной «Формулы-1» (естественно, с разной степенью эффективности).

Однако в результате использования этой философии позади любой машины появляется очень много того самого «грязного воздуха» – турбулентных потоков, направленных в разные стороны и с разной скоростью. Переднее антикрыло и другие детали аэродинамического обвеса не могут их обработать, из-за чего у преследователя катастрофически падает прижимная сила – до половины всего количества на расстоянии в два корпуса от конкурента (около 10 метров).

Из-за этого гонщики просто не могут никого преследовать в быстрых и среднескоростных поворотах – их болиды просто соскальзывают с оптимальных траекторий под влиянием недостаточной поворачиваемости из-за нехватки сцепления. В итоге теряется много времени и перегреваются покрышки (а нынешняя резина «Пирелли» сделана таким образом, что при любом однократном повреждении процесс дальнейшего ее разрушения ускоряется сверх меры).

Также из-за «грязного воздуха» почти невозможно атаковать в зонах жесткого торможения перед шпильками – аэродинамический след от болида конкурента снимает примерно четверть эффективности замедления. Если у парня впереди еще не изношены шины, то чаще всего попытки выиграть торможение выглядят примерно вот так (второе видео в слайдере).

А ведь атаковал один из главных мастеров современной «Формулы-1» по подобным обгонам Даниэль Риккардо!

В итоге без возможности висеть за конкурентом в быстрых поворотах или победить на торможении у преследователей на примерно одинаковых шинах практически не остается опций, за счет которых они могли бы вырваться вперед. Да, за исключением все того же DRS – да и то оно далеко не всегда помогает.

Сейчас лишь одна вещь способна компенсировать нехватку прижимной силы в быстрых поворотах и эффективности замедления у шпилек – это хорошее сцепление покрышек. Однако с ними тоже все сложно: если температуры в резине хоть немного не соответствуют узким рабочим окнам, то износ довольно быстро выходит из-под контроля. Когда же деградация шин начинает замедлять машину хотя бы на 0,1-0,2 секунды, то это верный признак потери способности резины компенсировать потери от грязного воздуха. Обогнать конкурента становится чрезвычайно сложно – только в случае внезапной ошибки.

В новом регламенте есть решение

Правила 2021 года выглядят настоящим переворотом: впервые в истории «Формулы-1» появятся поток расходов, возможность делиться деталями между командами и совершенно новые подходы к конструированию машины (зоны легальности вместе с разными степенями допустимой креативности).

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

Однако центральной идеей технического кодекса как раз стала борьба с «грязным воздухом». ФИА задекларировала максимальное упрощение переднего антикрыла и убрала главный генератор аэродинамического следа, вокруг которого, к примеру, выстраивались все последние болиды «Мерседеса».

Новые правила «Формулы-1» ударят сильнее всего именно по «Мерседесу». У нас есть техническое объяснение

Также под запрет попали и все элементы между колесами и входными отверстиями радиаторов. Еще командам запретят крепить бесконечные рассекатели куда ни попадя: остался по сути лишь один такой – над передними колесами для «причесывания» аэродинамического следа от покрышек.

Масштабная переработка принципов работы болида потребовала радикального решения по части компенсации прижимной силы. Поэтому главным нововведением стало возвращение граунд-эффекта – мощнейшей идеи, пришедшей в гонки в конце 70-х из авиастроения. Благодаря ему новое поколение болидов потеряет в сравнении с предшественниками всего 20 процентов прижимной силы. Да, скорость откатится к уровню 2016 года, но зато эффект «грязного воздуха» практически полностью сойдет на нет.

Таким образом гонщики смогут преследовать друг друга сколько угодно и готовить больше одной атаки за десять кругов. Также регламент увеличил и упростил тормозные диски – в результате эффективность замедления снизится, тормозной путь вырастет, и ребята вроде Риккардо снова смогут обыгрывать конкурентов на позднем нажатии педали.

По идее паровозные гонки с редкими ключевыми пит-стопами отправятся в прошлое, а количество веселья на трассе вырастет в разы.

Что такое этот граунд-эффект?

Прижимную силу на болиде «Формулы-1» сперва вырабатывали только на передних и задних антикрыльях, однако вместе с повышением сцепления появлялся и неприятный побочный эффект – дополнительное лобовое сопротивление, снижавшее скорость на прямых.

Тогда главный новатор в истории гонок Колин Чепмен из «Лотуса» додумался до относительно простого, но по-настоящему гениального решения: генерировать прижимную силу с помощью разницы давлений. Для этого к нему на помощь пришел эффект Вентури.

В соответствии с ним при уменьшении площади сечения давление в более узком элементе падает, а скорость потока жидкости или газа увеличивается за счет разницы давлений перед суженным элементом. Устройство, использующее этот эффект, назвали трубками Вентури.

Чепмен взял главный принцип работы системы и подогнал его под днище машины, создав внутри корпуса уполовиненные трубки Вентури. Нижней частью системы становился асфальт при движении.

Воздух пролетал через вон ту маленькую щель.

В чем главный принцип работы инновации? Если сделать срединный элемент достаточно узким и придумать способ максимального ускорения воздушного потока, то внизу конструкции у асфальта появляется эффект присасывания – его и назвали граунд-эффектом. Зона пониженного давления внизу машины заставляла воздух сверху машины (с более высоким давлением) действовать на болид и держать его на треке.

Для этого Чепмену потребовалось добавить прорезиненные юбки на боковые понтоны, опустив их границы почти до самого асфальта (чтобы воздух не рассеивался и не уменьшал скорость потока) и полностью поменять всю внутреннюю конструкцию, по сути превратив машину в одно большое крыло.

Понтоны в итоге практически касались асфальта.

Граунд-эффект поразил всех скоростью и опасностью

Повышение прижимной силы в несколько раз полностью изменило логику пилотажа в «Формуле-1» – теперь в поворотах можно было ехать намного быстрее. Правда, гонщики оказались неготовыми к такой опции: на первых порах у них не хватало физической подготовки для атаки в подобном режиме всю дистанцию, да и старые привычки трудно забывались.

До эры машин-крыльев у болидов был предел сцепления, за которым их срывало с трека – и задача пилотов заключалась в достижении предела, но без выхода за него. С граунд-эффектом все стало совсем по-другому: прижимная сила росла вместе со скоростью вплоть до другого (более дальнего) предела, но гонщику требовалось много уверенности в выбранной скорости. Она пришла далеко не сразу, однако уже в первом сезоне с «граунд-эффектом» «Лотус» выиграл 5 гонок и лишь из-за большого количества сходов не смог зарубиться с «Феррари» за Кубок конструкторов (второе место). Зато во втором сезоне машины Чепмена выиграли 8 Гран-при и оба титула – и личный, и командный.

После этого новинку скопировали все конкуренты – и обнаружили кучу недостатков. В первую очередь пилоты начали жаловаться на рост трудности пилотажа и даже кратковременные потери памяти: из-за повышения скорости в поворотах выросли и перегрузки, и гонщики оказались не готовы к подобному повороту.

Далее юбки по бокам машины оказались очень ненадежными: их первыми пробивало при большинстве аварий, контактах или вылете в гравий. Возвращаться к полной скорости даже после самого мелкого инцидента стало рискованно: потеря давления вызывала развороты и вылеты в самых быстрых зонах, а из-за роста скорости любые аварии стали намного опаснее.

Более того, центр трубки Вентури старались подвинуть как можно ближе к асфальту для максимизации граунд-эффекта, и тогда на жестких торможениях и разгонах, а также резких поворотах в быстрых виражах просвет между деталью и асфальтом резко менялся в зависимости от наклона, что вызывало аэродинамическую нестабильность и потерю управляемости. На самых резких торможениях или кочках центр трубки вообще соприкасался с асфальтом и вызывал аэродинамический ступор: вся прижимная сила в один момент резко пропадала, и машину срывало с трассы в случайном направлении.

В результате конструкторы попытались исправить ситуацию стабилизацией дорожного просвета путем максимального ужесточения подвески, но стало только хуже – на пилотов начали действовать еще и колоссальные вибрации, вызывавшие даже легкие сотрясения в в конце 70 кругов на полной скорости. Также в процессе развития идеи кокпит с пилотом сместили вперед, отдав человека на растерзание самым сильным ударам при лобовых авариях.

В итоге эпоха запомнилась смертями Ронни Петерсона, Патрика Депайе, Жиля Вильнева и Риккардо Палетти. ФИА просто не могла больше оставаться в стороне и в 1983-м включила запрещательную машину – трубки Вентури забанили полностью, а на его место пришло обязательное плоское днище. Правда, граунд-эффект остался, хоть и в крайне урезанном в виде – с диффузорами.

Вот как выглядит днище современного болида «Формулы-1».

Диффузор начинается на оси задних колес и частично воссоздает эффект Вентури из-за перепада дорожного просвета – но без граничных рассекателей уровень прижимной силы, генерируемый на нем, не идет ни в какое сравнение с тем, что было в начале 80-х.

В 2021-м пилоты снова будут в опасности?

Конечно же, нет. Создатели нового регламента учли опыт предыдущих лет и создали более безопасную конструкцию – без юбок.

Вот как выглядят возможные варианты днища на машинах будущего.

А вот как – сбоку. По сравнению с нынешними дорожный просвет почти не изменился.

Как же тогда будет работать эффект Вентури? За счет нескольких рассекателей, формирующих под днищем аналог юбок. Результирующий перепад ширины просвета выпадет как раз на диффузоры – только их станет по сути две штуки по обе стороны от центральной оси. Кстати, выходные отверстия закрепят не на шасси, а на тормозных воздуховодах – для стабилизации дорожного просвета без наращивания жесткости подвески.

В итоге между трубками Вентури и асфальтом окажется больший просвет, чем в 80-х, и половина факторов опасности останется в прошлом.

С другой стороны, на недавнем Гран-при США трек «Трассы Америк» неприятно поразил большинство гонщиков огромным количеством кочек – только в практиках они спровоцировали несколько инцидентов.

Покрытие трассы «Ф-1» в США отвратительно: кочки спровоцировали 4 разворота, вылет и аварию. Пилоты негодуют

Влияние подобных неровностей на машины 2021-го будет еще больше, ведь других мощных источников прижимной силы у техники больше не будет. В итоге для обеспечения безопасности ФИА придется более строго контролировать качество асфальта на автодромах – скорее всего, все закончится регулярной перекладкой покрытия на большинстве стационарных треков (к слову, это еще и снимет около 1-2 секунды со времен на круге).

Единственной проблемой останутся городские треки вроде Монако, Баку и грядущего Вьетнама – и если каждую кочку княжества пилоты изучили с самого детства, то на новых этапах любая неровность мигом привнесет немного опасности.

Небольшой риск будет в гонках всегда – какой бы продвинутой и совершенной ни была бы техника. Но даже на небольшое повышение возможности аварии в ФИА отметили масштабным повышением требования к крепости кокпитов и структур безопасности – не стоит бояться за гонщиков, степень угрозы в их работе не стала выше. Зато им точно понравятся новые возможности преследований и обгонов – скучно точно не будет.

«Мерседес» обманул правила «Формулы-1»: хитрое решение проблемы перегрева шин гарантирует победы в 2019-м

Эволюция пит-стопов: бочки из-под пива сократили работу с 2 минут до нескольких секунд

Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene, Charles Coates, Will Taylor-Medhurst; globallookpress.com/imago sportfotodienst, via www.i/www.imago-images.de; commons.wikimedia.org

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы комментировать

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спорт

Джима: «Изначально меня рассматривали на Кубок IBU, а не Кубок мира» | Биатлон

Опубликовано

от

от


Юлия Джима / Photo by Stanko Gruden/Agence Zoom/Getty Images

Украинская биатлонистка Юлия Джима на пресс-конференции после индивидуальной гонки первого этапа Кубка мира в Эстерсунде, в которой она завоевала серебро, заявила, что в эти дни должна была выступать на Кубке IBU, поскольку пока что полноценно не готова к сезону.

«Тренер сказал, что не ожидал от меня такого. Я тоже ему сказала, что не ожидала от себя этого. Было весело. Конечно, мы оба рады, потому что не закладывались на такой результат. Меня вообще изначально рассматривали на Кубок IBU, а не на Кубок мира. Я не знаю вообще, как я сюда попала. Просто сказали, что еду в Эстерсунд и все.
Буду ли я прибавлять? Сложно сказать. Мы действительно неплохо поработали, но выводы я пока делать бы не стала.

Эстафета? Я думаю, что тренерский штаб это решит, но есть шанс, что побегу, это понятно. Думаю, что времени на восстановление должно хватить. Мы это еще обсудим».

Личный тренер Джимы Урош Велепец также заявил, что украинка пока что не набрала оптимальную форму.

Продолжить чтение

Спорт

Кубок Италии. 4-й раунд. «Сампдория» уступила «Кальяри», «Парма» победила «Фрозиноне» — Футбол

Опубликовано

от

от

В 4-м раунде финала Кубка Италии «Фиорентина» справилась с «Читтаделлой» (2:0), «Удинезе» крупно обыграл «Болонью» (4:0), а «Кальяри» справился с «Сампдорией» (2:1).

Победители выйдут в 1/8 финала, на этой стадии к турниру присоединятся сильнейшие команды Серии А. 

Кубок Италии

4-й раунд

Дата проведения
5 декабря, 20.00, «Эннио Тардини»
Голы:
1:0 –
20 Силигарди,

1:1 –
71 Тротта,

2:1 –
90, пенальти Эрнани.
Парма
Коломби, Гальоло, Дермаку, Лорини, Пеццелла, Барилла (Куцка, 64), Бругман, Спрокати, Эрнани, Силигарди (Дармиан, 90), Адоранте (Кулусевски, 72).
Фрозиноне
Якобуччи, Эгуэльфи (Дзампано, 89), Шиминьски, Капуано (Бригенти, 62), Сальви, Хаас, Паганини, Трибуцци, Витале, Матарезе (Читро, 69), Тротта.

 

Дата проведения
5 декабря, 23.00, «Сарденья»
Голы:
1:0 –
7 Черри,

2:0 –
48 Рагатцу,

2:1 –
87 Габбьядини.
Кальяри
Ольсен, Валюкевич, Каччаторе, Ликояннис, Клаван, Ионицэ, Олива, Дейола, Кастро (Наингголан, 74), Рагатцу (Нандес, 89), Черри (Жоао Педро, 84).
Сампдория
Аудеро, Ауджелло, Шабо, Феррари (Реджини, 46), Мурильо, Роналду Виейра, Торсбю, Марони (Ригони, 64), Линетти, Капрари (Габбьядини, 84), Лерис.

 

Дата проведения
3 декабря, 17.00, «Stadio Giovanni Zini»
Гол:
1:0 –
35 дос Сантос.
Кремонезе
Вольпе, Ренцетти, дос Сантос, Караччоло, Могош, Кастаньетти, Арини, Соддимо (Вальцаниа, 68), Бьянкетти (Мильоре, 46), Паломби, Чераволо (Чиофани, 84).
Эмполи
Проведель, Николау, Пиррелло, Весели, Байрами, Балковец (Бандинелли, 62), Фраттези (Риччи, 79), Лариби, Фантаччи, Манкузо, Пископо (Мерола, 70).
Предупреждения:
дос Сантос
(30), Пиррелло
(90), Кастаньетти
(90).

 

Дата проведения
3 декабря, 20.00, «Луиджи Феррарис»
Голы:
1:0 –
14 Пинамонти,

1:1 –
48 Беретта,

1:2 –
68, автогол Кришито,

2:2 –
72 Кришито,

3:2 –
79 Пинамонти.
Дженоа
Жандрей, Бираски, Кришито, Ромеро, Паяч, Кассата (Ровелла, 87), Ягелло (Пандев, 71), Агудело, Радованович, Клеонизе (Стураро, 69), Пинамонти.
Асколи
Ланни, Валентини, Д`Элия, Лавероне, Феригра, Трояно, Джербо, Брлек (Кавион, 85), Нинкович (Россети, 49), Беретта (да Крус, 69), Ардеманьи.
Предупреждения:
Брлек
(23), Трояно
(35), Бираски
(40), Лавероне
(66).

 

Дата проведения
3 декабря, 23.00, «Артемио Франки»
Голы:
1:0 –
21 Бенасси,

2:0 –
53 Бенасси.
Фиорентина
Терраччано, Венути, Раньери, Миленкович, Далберт (Терзич, 82), Бенасси, Пульгар, Геззаль (Касерес, 75), Кастровилли, Соттиль (Лирола, 32), Влахович.
Читтаделла
Маньеро, Камильяно, Мора, Пертиконе, Вентола, Иори, Буссалья (Розафьо, 78), Пройя, Целар (Диав, 73), Панико, Луппи (Д`Урсо, 73).
Предупреждения:
Буссалья
(10), Иори
(39), Миленкович
(63), Пульгар
(90).
Удаление:
Венути
(27).

 

Дата проведения
4 декабря, 17.00, «Читта-дель-Триколоре»
Голы:
0:1 –
10 Маццокки,

0:2 –
17 Николусси-Кавилья,

1:2 –
82 Бурабия.
Сассуоло
Руссо, Трипальделли (Джуричич, 58), Пелузо, Пиччинини (Pellegrini, 86), Мюльдюр, Обианг, Маццителли (Рожерио, 58), Бурабия, Траоре, Данкан, Распадори.
Перуджа
Фулиньяти, Маццокки (Фальцерано, 66), Ди Кьяра, Дьомбер (Нзита, 79), Фаласко, Николусси-Кавилья, Балич, Капоне, Карраро, Паоло Фернандес (Сгарби, 66), Фальчинелли.
Предупреждения:
Бурабия
(73), Балич
(79), Фаласко
(80), Сгарби
(87), Рожерио
(88), Pellegrini
(90), Ди Кьяра
(90).

 

Дата проведения
4 декабря, 20.00, «Паоло Мацца»
Голы:
1:0 –
18 Игор Жулио,

2:0 –
24 Палоски,

3:0 –
31 Мурджа,

4:0 –
45 Чонек,

4:1 –
55 Имбула,

5:1 –
84 Флоккари.
СПАЛ
Бериша, Чонек, Викари, Томович, Реца (Валоти, 69), Миссироли, Мурджа, Янкович (Куртич, 63), Игор Жулио, Палоски, Флоккари (Крюэзю, 88).
Лечче
Вигорито, Россеттини, Бензар (Фьямоцци, 58), Делль`Орко, Вера, Петриччоне (Маер, 58), Имбула, Риккарди, Ло Фазо (Maselli, 75), Лападула, Дубицкас.
Предупреждения:
Миссироли
(7), Мурджа
(28), Имбула
(49).

 

Дата проведения
4 декабря, 23.00, «Фриули»
Голы:
1:0 –
24 Барак,

2:0 –
42 Де Майо,

3:0 –
77 Мандрагора,

4:0 –
90 Лазанья.
Удинезе
Николас, Нюйтинк, Де Майо, Сьерральта, тер Авест (Ларсен, 73), Барак, Мандрагора (Уолас, 81), Фофана, Опоку (Пуссетто, 58), Теодорчик, Лазанья.
Болонья
Анжело, Пас, Мбайе, Денсвил, Корбо, Крейчи (Дестро, 68), Поли (Схаутен, 46), Джувара, Сванберг, Орсолини, Медель.
Предупреждения:
Корбо
(41), Сьерральта
(45), Де Майо
(54), Схаутен
(67), Джувара
(90), Ларсен
(90).

 

ПРИМЕЧАНИЕ: время начала матчей – московское.

Календарь Кубка Италии

Продолжить чтение

Спорт

«Мы не могли пробиться, потому что вокруг были стукачи». Супертренер в фигурке, которого упустила Россия — Running up That Hill — Блоги

Опубликовано

от

от

Кузнецов – о Рафаэле Арутюняне.

Кроме Этери Тутберидзе в фигурном катании есть еще один супертренер, говорящий по-русски. Скорее всего, вы знаете его по резким высказываниям в адрес наших спортсменов, победам Нэтана Чена и восторженным воспоминаниям Татьяны Тарасовой.

На его тренировочной форме нашит американский флаг. 

Эта история – о том, почему лучший тренер одиночников последних 18 лет не служит России. Рафаэль Арутюнян – возможно, главный провал чинов нашей фигурки.  

***

Коротко о том, как Арутюнян пришел в спорт: «В Союзе по ТВ крутили только две вещи: заседания ЦК КПСС и фигурное катание. Поэтому моя мама отдала меня в фигурное катание». 

В детстве он вдохновлялся Ириной Родниной и к 7 годам постоянно задерживался на катке в Тбилиси. Быстро понял: успехов как фигурист не достигнет – родной город не оставлял возможности тренироваться на топ-уровне. В 1976-м Арутюнян двинул в Ереван, чтобы превратиться в тренера-тинейджера (19 лет). В 1981-м его ученик Саак Мхитарян выиграл чемпионат СССР среди юниоров. 

«Это был шок для всех, – рассказывал Арутюнян OZY. – Эта маленькая республика никогда не имела успехов в фигурном катании». 

Вскоре Мхитарян занял 6-е место на юниорском ЧМ. Арутюняну было 23, когда на него обратили внимание в Москве и пригласили в учебный лагерь для тренеров. Он переехал с женой, которая тоже обучала фигуристов: они вместе проводили занятия в «Сокольниках».

Годы спустя Арутюнян посвящал учеников в детали того периода. Мэрайя Белл рассказывала: «Он объяснял мне, что в то время тренерам не платили до тех пор, пока их ученики не завоевывали медали. Поэтому была жуткая конкуренция. Думаю, его бешеный конкурентный драйв пошел оттуда». 

Впрочем, драйв, о котором говорит американка с кукольной внешностью и некукольным характером, был бессилен против советского антидрайва в виде непробиваемых персонажей как из «Легенды-17»: «УЖЕ НЕ В СУХУЮ!»

На старте карьеры в Москве Арутюнян познакомился с Татьяной Тарасовой и попал в ее штаб. Он проработал в России ровно 20 лет – с 1981-го по 2001-й, но не добился особых успехов.

Союз рухнул под «Перемен, мы ждем перемен!», но принципы остались нерушимы. Нина Мозер, известный тренер пар, как-то выдала, возможно, самое откровенное интервью в истории русской фигурки о том времени. Она признавалась:

«Мы с Рафиком работали в СССР в 80-е с юниорами. У Писеева (тогда – президента Федерации, сейчас – почетного президента – Sports.ru) была когорта тренеров, входивших в состав сборной, и ты туда попасть не мог. Три основных качества Писеева – неумение разговаривать с людьми, жадность и хамство. Так вот, большая часть людей, работавших тогда в СССР, реализовалась на Западе.

Из того поколения только я дошла до какой-то вершины у нас в стране. Остальным не хватило не характера, а возможности. В то время у Писеева был фаворит, так он, этот специалист, другому человеку как-то сказал о нашем поколении: «Да вы чернорабочие, а мы элита!» Не буду произносить имя этого фаворита, потому что он ублюдок… И еще, знаете, сколько хороших наших специалистов там, за океаном, которые не смогли жить с Валентином Николаевичем и уехали! Кто остался, тот так и встречал пенсию, работая с юниорами».

Арутюнян уехал в 2001-м. Он вспоминал в интервью OZY, как впервые увидел Америку в 2000-м: «Это был другой мир». 

***

Рафик прибыл в Калифорнию по приглашению Кэрол Пробст, известной по ледовому шоу Ice Follies, которое гастролировало по миру с 1936-го, но особенно популярно было в 80-е – тогда его даже перекупил Disney.

Кэрол не была в традиционном смысле фигуристкой – он была шоу-леди. Представьте: как Аделина Сотникова, только без незначительного отрезка карьеры, которая закончилась «Мерседесом» за победу в Сочи. Карьера Кэрол целиком состоялась в ледовом шоу: в Ice Follies она начала в 1952-м, еще тинейджером, и выступала там 10 лет.

В 1981-м Кэрол и ее муж Уолтер планировали построить домик на Лейк Эрроухед, в живописных горах Калифорнии. Уолтер предложил добавить к дому каток. Власти округа Сан-Бернандино не выдали разрешение на строительство катка, но пара уже заболела мечтой.

Кэрол Пробст, февраль 1998

Они арендовали землю в соседнем округе Блю Джэй и возвели там арену Ice Castle – вместо одноименного древнего катка, на котором Кэрол каталась еще ребенком. Ice Castle стала настолько успешной и популярной, что в 1988-м пара приобрела недвижимость в миле от Лейк Эрроухед и отгрохала Ice Castle International Training Center – для профессиональных фигуристов. В центре уместились тренажерный зал, общежитие и открытый амфитеатр. В тот момент это был единственный частный центр фигурного катания в США. 

О Кэрол в 1997-м в Los Angeles Times писали: «Она делает мечты фигуристов реальностью». В конце 90-х на каток приезжали топ-тренеры и будущие звезды. Например, там выросла Мишель Кван. В центре Кэрол и Уолтера работал Карло Фасси, известный тренер олимпийских чемпионок Пэгги Флеминг и Дороти Хэмилл. Там работал и Фрэнк Кэролл, уже на тот момент звезда – он работал вместе с Ириной Родниной и тренировал Линду Фратиани. 

Занятия стоили около 50 000 долларов в год. Чтобы помочь спортсменам с неподъемной суммой, Уолтер Пробст (уже разбогатевший на медном бизнесе) основал фонд, который привлек для учеников Ice Castle более 2 млн долларов. 

Арутюняна взяли в Ice Castle в 2001-м. Среди прочих к нему обратилась… Мишель Кван. С уймой проблем. 

«Она сначала пришла за чисто технической помощью – у нее тогда разладились все прыжки, да и общее состояние. А проработали мы в общей сложности два года. Помню, мне позвонил из Детройта Олег Эпштейн и спросил: «Рафик, ты что, правда на тренировках кричишь на Мишель? У нас весь город уже об этом говорит». Я тогда действительно работал с Кван достаточно жестко. Но она – потрясающий профессионал. И в работе, и в отношении к себе.

Однажды она появилась на тренировке за 15 минут до начала. Я сделал замечание: мол, разминаться перед катанием следовало бы получше. Мишель посмотрела на меня и говорит: «Ты думаешь, я дома чай пила?» У нее, оказывается, дома был зал, и Кван тщательно готовила себя к каждому занятию. Разминалась, растягивалась. Просто ко мне Мишель пришла уже серьезно травмированная, и кроить программы приходилось из того, что было. Но даже при этом случались тренировки, когда из-за боли она ничего не могла делать – только молча ездила по кругу», – рассказывал Рафаэль.

Бронза Олимпиады в 2002-м, два золота ЧМ – то, чего Кван добилась вместе с Арутюняном. Кроме нее – Джеффри Баттл, Саша Коэн, Эван Лайсачек, Мао Асада, Эшли Вагнер, Адам Риппон, Михал Бржезина – они (и не только) работали с Рафой после его отъезда в Калифорнию. Практически все прогрессировали:

• Риппон в 27 прыгнул первый чистый квад в жизни и попал в топ-10 на Играх, хотя приходил к Арутюняну даже без тройного акселя;

• вечный неудачник Михал Бржезина в 28 реанимировал карьеру и заехал в Финал Гран-при;

• Эшли Вагнер взяла единственную в карьере медаль ЧМ в 24.

***

Нэтан Чен – отдельная история. Парень, впервые в истории сделавший 6 квадов в одной программе. Вероятно, самый нетипичный фигурист Арутюняна – он пришел к нему в 11 лет. 

Скорее всего, спортсмены Рафика ассоциируются у вас с фигурной эстетикой: что произвольная программа Адама Риппона сезона-2016/17 под Coldplay, что фантастический Бржезина и AC/DC, что Эшли и Hip Hip Chin Chin – в первую очередь яркие перфомансы, уже потом – спорт.

К первому появлению среди взрослых Нэтан Чен был просто парнем, который ездит по площадке и штампует квады. Что, впрочем, не мешало ему каждым прокатом намекать Коляде и Ковтуну, что пора бы им снимать коньки и записывать рэп-альбомы. Пока гении советских традиций пытались доказать, что они сильнее Плющенко и набрать хотя бы 190 за произвольную (зачастую и 160 были проблемой), Нэтан срубал 216+. 

Но кроме возросших цифр и оборотов, за последние 2 года с Ченом случилось нечто магическое. Если вы видели его программу под Элтона Джона этого сезона – то наверняка задавались вопросом «Как вы это сделали?». 

Все фигурные твиттер-аккаунты шэрят дорожку Нэтана из «Рокетмена» не только потому, что она поджигает лед сама по себе. Здесь концентрация на субъекте – ее исполняет вчерашний мистер «разбег-прыжок». Преображение Чена по катанию – одна из самых грандиозных вещей, которая произошла в мужской фигурке после Пхенчхана. 

Причина – его тренер. Арутюнян – не про то, как выжать лучшее из возможного. Он – про то, как бросить вызов самой истории. 

«Я никогда не считал Юдзуру Ханю непобедимым», – известные слова Рафы после второй победы Нэтана на ЧМ. Ирония в том, что Чен обыграл Ханю на его территории – в Сайтаме!

После того чемпионата Рафа долго насмехался над фетишами Японии, которая превратилась в страну плюшевых медвежат. 

«Юдзуру выиграл в Сайтаме все тренировки без исключения, на мой взгляд, – усмехался Арутюнян. – Единственное, что я сказал Нэтану: «Don’t follow it» – не вздумай делать то же самое. Очень многие попадаются в эту ловушку. Но неужели вы думаете, что чье-то бряцание мышцами на борцовском ковре в свое время убило бы Александра Карелина? Смешно даже предполагать такое.

Именно поэтому я так скептически наблюдал за тем, как убирают со льда игрушки после произвольного проката Ханю. В Японии это уже стало психическим оружием, которое на кого-то ведь действует».

***

Арутюнян вообще большой любитель возмущать умы. 

«Мы не знаем, что будет с юными квадистками в 40 лет – может им понадобятся новые бедра?» – о буме четверных в группе Этери Тутберидзе. 

«Меня удивляют баллы россиян после соревнований – они делают такие же элементы, по части компонентов, как другие фигуристки, но получают намного выше: не понимаю, почему мы это не обсуждаем», – о двух победах Медведевой на ЧМ. 

«Если человек – дурак, нет разницы, маленький он или взрослый», – о том, почему классно, что Чен совмещает фигурное катание с Йелем и как приятно работать с образованными людьми. 

В интервью RT Мэрайя Белл поведала, как ее шокировала прямота Арутюняна: «В первые два года он уделял мне много внимания, а в этом году сказал: «Ты уже взрослая. Я больше не буду держать тебя за руку. Я дал тебе весь инструментарий, и тебе решать, применять его в работе или нет».

Сказал, что у меня слишком много страхов и что он не может повторять мне одно и то же. Я очень уважаю Рафаэля за прямоту: он дал мне понять, что я могу контролировать то, что делаю. Это помогло мне найти более зрелый подход. У него мало подопечных с фиксированным расписанием тренировок. Но я по-прежнему провожу с ним много времени. На тренировке он уделяет каждому фигуристу по 5-10 минут, но всегда наблюдает за всеми. Каждый раз он говорит мне: «Я вижу все, что ты делаешь».

Свобода, которую Арутюнян дает фигуристам – полная противоположность идее советской тренерской школы. Помнится, Тарасова объяснила провал Коляды на Олимпиаде-2018 чуть ли не тем, что с ним никто не занимается. 

***

Вы наверняка размышляете, почему у нас до сих пор нет одиночника сильнее Плющенко.

Ответ в биографии человека, который сидит рядом с Нэтаном Ченом в Kiss and Cry в американской куртке.

Как так вышло?

Нина Мозер рассказала о личной беседе с Арутюняном о поколенческом: «Он сказал мне интересную вещь: «Нин, ты даже не понимаешь, почему мы не могли пробиться…» А потом добавил: «Да потому что стукачи все были».

Люди, создавшие систему кумов и фаворитов в 80-х, до сих пор принимают ключевые решения. В прошлом году Валентин Писеев дал понять: на ЧМ нужно отправлять Медведеву – несколько дней спустя тренерский совет проголосовал как надо.

Вы наверняка размышляете, почему порой в русской фигурке так стыдно за всех, кроме Тутберидзе. 

До ее эпохи в России около 8 лет не было девушек, регулярно претендующих хотя бы на топ-5 ЧМ. Вспомните, кого воспитали те, кто сейчас нападает на Этери в каждом втором интервью.

Да и сама Этери, когда только приехала в Москву из США, сталкивалась с регулярными отказами и начинала с тренировок на окраинном московском катке, где ей выделяли лишь полтора часа в день. То, что сегодня система пытается выставить как собственную стратегическую победу, на самом деле случайность. 

Возможно, Тутберидзе так и тренировала бы по 1,5 часа в день – до сих пор. Но у нее случилась Липницкая на очень-очень важной Олимпиаде. А потом… Вы знаете, кто встал потом на переполненном стадионе в Сочи и сказал Юле: «Это было очень красиво!».  

Но к скольким молодым тренерам, которые могли бы сидеть в Kiss and Cry рядом с человеком с российским флагом, так и не пришла Липницкая? Скольких из них мы так никогда и не узнаем, потому что они до сих пор, вероятно, работают с юниорами? Сколько из них ушли из профессии?

Кто с детства тренировал Загитову, Косторную, Трусову, Щербакову? Почему мы узнаем об этих людях лишь из интервью девчонок и через минуту забываем – потому что они больше никогда и нигде не всплывут? Если только очень далеко отсюда. Но они уже будут не совсем наши. 

«Мы привнесли свою культуру, на которой очень многое держится. И когда сегодня ты приезжаешь на чемпионат Америки, ты слышишь там русскую речь, там половина тренеров русские», – как-то сказал Арутюнян о людях с постсоветского пространства, которые уехали работать в США. 

Каждая победа этих людей – наше поражение. 

 

В 2013-м центр Ice Castle, неподалеку от Лейк Эрроухед закрылся. Рафаэль Арутюнян проработал там 12 лет, а потом ушел на каток к Мишель Кван. Сразу после ухода Рафаэля владелец посчитал центр нерентабельным. На днях в Финале Гран-при его команда попробует еще раз обыграть Юдзуру Ханю. 

Когда читаешь эту почти что голливудскую историю, написанную жизнью, испытываешь двойственные чувства.

Есть те, кого так и не позвали в Калифорнию.

Те, к кому так и не пришла Липницкая.

Множество талантливых людей, которые не выбрались.

О них бы сняли фильм, если бы их кто-то знал. 

Возможно, кто-то из них через много лет расскажет в каком-то интервью: «В России по ТВ крутили только две вещи…».

Фото: Gettyimages.ru/Harry How, Jamie Squire; РИА Новости/Александр Вильф; ebay.com; globallookpress.com/Raniero Corbelletti/AFLO, Yohei Osada/AFLO, t03/ZUMAPRESS.com, Liu Zai/ZUMAPRESS.com, Stejskal Ivo/CTK, Kenjiro Matsuo/AFLO, Wang Lili/ZUMAPRESS.com

Продолжить чтение

Trending

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять