Connect with us
social network

Спорт

Сделка «Ливерпуля» и Nike – это начало новой эпохи на рынке футбольных форм  — Блог 31 — Блоги

Опубликовано

от

Легенды Трибуны Sports.ru Роман Дворянкин и Михаил Антипин – об уходе шаблонов и скуки.

7 января «Ливерпуль» подтвердил, что с лета-2020 форму для него будет делать не New Balance, а Nike – так завершился ожесточенный конфликт между гигантами рынка экипировки, которые перебрасывались упреками в суде. 

5 февраля компания из Орегона представила экипировку нескольких сборных для Олимпийских игр в Токио.  

Как связаны эти события? Почему это так важно?

«Ливерпуль» на старте десятых годов: китч/дичь и дизайн-мемы 

Вернемся в март 2012-го, когда «Ливерпуль» объявил о начале партнерства с брендом Warrior, который сменил adidas. Расставание с немецким брендом – один из самых болезненных моментов в череде страданий в конце нулевых и начале десятых годов. Adidas открыто говорил, что «Ливерпуль» не может просить больших денег, потому что перестал быть топом. Клуб тогда находился в начале перестройки, затеянной новыми владельцами из Fenway Sports Group. И если немцы не видели перспектив в работе с забуксовавшим клубом, то для американцев из New Balance (Warrior – их дочерняя компания) это была осознанная ставка. Ставка, которая позволила сорвать джекпот.

Изначально «Ливерпуль» был скорее приятным дополнением к крупной сделке между FSG и New Balance, где все крутилось вокруг легендарной бейсбольной команды «Бостон Ред Сокс», также принадлежащей Джону Генри. По сути, Warrior без конкуренции получил партнера с большой историей, все еще большой аудиторией и большим потенциалом расширения. 

Warrior был техническим партнером «Ливерпуля» на протяжении трех сезонов и запомнился несколькими смелыми дизайнерскими решениями, причем некоторые переходили тонкую грань китч/дичь: 

(Здесь я передаю слово Михаилу Антипину, сооснователю студии спортивного дизайна Quberten и заодно автору блога ReForma)

Первый сезон Warrior в «Ливерпуле» сразу задал высокую планку цыганщины не только для АПЛ, но и для всего европейского футбола. Практически все комплекты сезона-2012/13 стали мемами в спортивном дизайне и до сих пор лидируют в различных рейтингах худших футбольных форм. Бесспорным хитом того сезона стал третий комплект с трайбл татуировками на рукавах. 

Сезон-2013/14 мало чем отличался от первого: все те же бесшабашные решения в надежде найти уникальный стиль и получить признание. И все же второй сезон стал, пожалуй, лучшим из трех. Он подарил нам спорный, но любопытный гостевой комплект с эффектом глитча и фриканутый третий с духом уличного пэчворка. Оба комплекта были далеко не идеальны, зато сильно опережали время.

Заключительный сезон Warrior окончательно закрепил за брендом статус пассажира в дизайне футбольних джерси. В сезоне-2014/15 испортился даже классический домашний комплект, который до этого оставался единственным более-менее приемлемым. Тонкие контрастные канты раскраивали красную майку на куски — прием дизайна из нулевых. Остальные киты тоже были полны спонтанных неактуальных решений.

 

Тремя годами в «Ливерпуле» Warrior показал свою несостоятельность в футбольном дизайне. Бренд ушел из большого футбола, «Ливерпуль» облегченно выдохнул, а болельщики по всему миру немного загрустили, ведь они больше не увидят такого веселого инфантильного творчества.

«Ливерпуль» при New Balance: прорыв и опережение рынка по качеству

(Возвращается Роман Дворянкин). 

Три года спустя, в марте-2015, New Balance понял особенности работы с футбольными клубами и решил, что настало время выводить на рынок флагманский бренд. В первом же сезоне «Ливерпуль» впервые с 2007 года дошел до финала еврокубка, в 2018-м повторил это достижение, а в 2019-м – завоевал шестой кубок Лиги чемпионов.

Все эти годы болельщики «Ливерпуля» радовались не только прогрессу клуба на поле, но и запоминающимся комплектам формы. В отличие от большинства топ-клубов, которым Nike, adidas и Puma шили стандартные шаблонные комплекты, меняя только цвета элементов, «Ливерпуль» получал уникальный крой и дизайн формы, потому что был для New Balance главным – и, по сути, единственным значимым – клиентом.

(Снова слово Михаилу Антипину). 

В какой-то момент весь мир футбольной экипировки завертелся вокруг одних и тех же шаблонных решений. Основные игроки на рынке начали наращивать обороты, и большие объемы потребовали оптимизации процессов. Конструкторы кастомизации стали скуднее, количество моделей уменьшилось. Как следствие – меньше эксклюзива, больше унификации. Еще несколько лет назад проблема была актуальна лишь для клубов второго эшелона, но не для элиты. Сейчас даже гранды используют один и тот же дизайн.

На этом фоне сотрудничество «Ливерпуля» с New Balance хоть и не было ошеломительным по дизайну, но выделяло клуб из общей массы. Кроме того, они умели и в фешн: периодически выпускали лимитированные коллабы кроссовок. Пары разлетались очень быстро.

«Ливерпуль» в войне New Balance и Nike: расширение, тотальная выгода и новый тип мерча (примерно как у «ПСЖ»)

(Снова Роман Дворянкин). 

«Ливерпуль» был для New Balance настолько важным клиентом, что когда весной прошлого года пошли первые разговоры о том, что клуб может поменять технического спонсора, NB мобилизовала все ресурсы, лишь бы остаться с мерсисайдцами. 

В соглашении с «Ливерпулем» был пункт о matching right: если какая-то компания делает «Ливерпулю» мегавыгодное предложение, NB, во-первых, имеет право повторить его, а во-вторых, при повторении «Ливерпуль» не может выбирать, а обязан остаться с NB.  

К осени стало понятно, что любое денежное предложение Nike будет перебито. Единственное, что повторить было невозможно, – глобальная сеть дистрибуции (сеть офлайн-магазинов, онлайн-мощности, селебрити-рекламные лица), которая у Nike гораздо шире, чем у NB.  

Тем не менее New Balance бился до конца и дошел до Высокого суда, который 25 октября 2019-го все-таки постановил, что предложения Nike и NB нельзя считать одинаковыми (даже с учетом, что минимальная денежная выплата у NB не ниже, чем у Nike). Суд согласился, что контракт Nike уникален в части дистрибуции и маркетинга, а значит, пункт о matching right неприменим (суть в том, что потенциальная выгода «Ливерпуля» от соприкосновения с широчайшей сетью магазинов Nike гораздо выше). Так Nike выиграл битву за «Ливерпуль».

Среди прочего Nike обещал малопонятное на первый взгляд вовлечение ключевых звезд – Леброна Джеймса, кстати, акционера «Ливерпуля», и Серены Уильямс – в продвижение совместных проектов. Ясность настала как раз 7 января, когда Джеймс в инстаграме намекнул на возможный запуск именной линейки – по аналогии с тем, что Nike делает с Майклом Джорданом:

(Возвращаемся к Михаилу Антипину).

Современная культура находится на стыке моды и спорта. Одним из первых это осознал «Пари Сен-Жермен». И сейчас «ПСЖ», бесспорно, главный модник от спорта – временами кажется, что он коллабится с брендами различного калибра чаще, чем забивает голы. На самом деле называть вещи «ПСЖ» мерчом даже как-то неправильно – теперь это самостоятельный бренд одежды. Клуб вложил в свой бренд столько веса, что попросту не оставил шансов техническому спонсору: Nike срочно нужно было что-то придумывать, поэтому он запустил отличный проект со своим дочерним брендом Jordan. 

«ПСЖ» × Jordan – это актуальнейшая улица, пользующаяся большим спросом. Коллекция очень широкая – от рарных кроссовок до верхней одежды. К тому же она довольно часто обновляется.  

Удивительно, но подобных громких кейсов в футболе пока нет. Тем интереснее движения вокруг «Ливерпуля». Тут неуместно говорить о революции – скорее Nike обкатает уже отлично работающую схему на еще одном сильном клубе. Сейчас бренд Леброна не обрел такую силу, как Jordan, но его участие точно будет полезным для всех сторон, особенно для клуба. Если эта история повторит хотя бы часть успеха «ПСЖ» × Jordan, будет уже очень здорово. Бренд «Ливерпуля» станет еще разнообразнее и мощнее. 

«Ливерпуль» в новой эпохе при Nike: сделка как заявление об уходе шаблонных футболок

(Возвращается Роман Дворянкин).  

Эту прекрасную картину портил страх болельщиков «Ливерпуля» остаться без индивидуальных комплектов формы и получить перекрашенную форму «Челси» или «Барселоны». 

После того как Nike презентовал олимпийскую коллекцию, где есть традиционно великолепная форма сборной Нигерии, болельщики клуба пришли в твиттер Хайди Берджетт, отвечающей в Nike за коммуникации, и прямо спросили, чего им ждать в новом сезоне. Хайди ответила, причем раскрыв революционный инсайд: 

«Мы избавляемся от шаблонов. Для комплектов 2020 года дизайнеры Nike разработали 65 комбинаций – с различными вырезами, рукавами, манжетами, вариантами размещения логотипа, рукописные принты, кастомные шрифты и так далее. У каждой команды будет индивидуальный дизайн». 

По сути, главный игрок на рынке футбольной экипировки переходит от стандартизированных комплектов к оригинальным дизайнам. Безусловно, простые, стандартные решения никуда не денутся, но 65 различных комбинаций дарят дизайнерам огромный простор для творчества. В ближайшее время мы увидим форму, которую Nike разработал к главному футбольному турниру года – Евро-2020, – и я уверен, что там вариативность дизайна будет еще заметнее. 

(И снова Михаил Антипин).

На днях МЛС представила формы всех клубов на сезон-2020. В Северной Америке любят работать с единым техническим спонсором на уровне лиги: клубы МЛС экипирует adidas. В этом году компания представила скудный набор кастомизации своей стандартной программы и за это уже не раз получила справедливую критику. Проект с МЛС оказался более вариативным в плане дизайна, но по-прежнему базируется на одной модели джерси, флагмане коллекции — adidas Condivo. 

На этом фоне инсайд Хайди Берджетт говорит о том, что Nike, создав более гибкий конструктор кастомизации, собирается вырваться в лидеры. Удивительно, что при очевидном запросе рынка на эксклюзивность adidas так и не отреагировал на недовольство шаблонными решениями, которое нарастало в последние годы. 

(И финал от Романа Дворянкина).

Безусловно, сделка с «Ливерпулем» – не единственная причина того, что Nike (а за ним и остальные бренды) отходит от в буквальном смысле шаблонного подхода. Уверен, что и именной бренд Леброна задумывался не под сотрудничество с будущими чемпионами Англии. 

Тем не менее именно успех New Balance, с его уникальным дизайном формы, и успех самого «Ливерпуля» на поле (который позволил требовать от партнеров уникальных концепций) привели нас к тому, что рынок футбольной формы больше не будет прежним.

Фото: nike.com; newbalance.com; adidas.com; Gettyimages.ru/Jamie McDonald, Jan Kruger, Clive Mason, Michael Regan, Catherine Ivill

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы комментировать

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спорт

Президент «Лейкерс» получил сообщение от Коби Брайанта за несколько минут до крушения вертолета | Баскетбол

Опубликовано

от

от


Коби Брайант / фото — Golden State of mind

Президент и генеральный менеджер «Лейкерс» Роб Пелинка рассказал о том, что получил сообщение от Коби Брайанта за несколько минут до того, как вертолет с баскетболистом, его дочерью Джанной и еще 7 пассажирами потерпел крушение в результате которого все находившиеся на борту погибли, сообщает USA Today Sports.

По словам функционера, в сообщении Брайант попросил у Пелинки имена бейсбольных агентов в Калифорнии для знакомой девочки, которая хочет пройти стажировку. Пелинка сказал, что знает такого агента, и поможет ей.

Напомним, хоккеисты «Лос-Анджелеса» почтили память погибшего Брайанта. 

Продолжить чтение

Спорт

«Мы заставили соперника ошибаться и заслужили эти голы», сообщает Мане о победе над «Вест Хэмом» — Футбол

Опубликовано

от

от

Нападающий «Ливерпуля» Садьо Мане поделился мыслями о победе над «Вест Хэмом» (3:2) в матче 27-го тура АПЛ.

– Какие испытываете чувства?

– Великолепные. Сегодня великолепные. Разумеется, мы показали не лучшую игру, но мы вложились в нее в последний момент. Это очень важно для нас, потому что «Вест Хэм» умеет играть в футбол. Парни потрясающе показали себя с точки зрения психологии. Нужно продолжать в том же духе.

При счете 1:2 нужно только верить, особенно когда играешь при своих болельщиках. В такой ситуации думаешь: играем до конца, а там посмотрим. Когда мы играем на «Энфилде», нужно в особенности продолжать верить.

С точки зрения результата, думаю, мы заслужили эти голы. Мы заставили соперника ошибаться и старались победить.

– Четыре победы до чемпионства. Вы уже чувствуете титул в руках?

– Остался еще один шаг. Это наша мечта, мы с нетерпением ждем ее. И мечта клуба и болельщиков в особенности, – сказал Мане.

Продолжить чтение

Спорт

Как менялась судейская форма

Опубликовано

от

от

Истории

Судейская форма почти всегда незаметна. Примерно так же, как должен быть незаметен хороший рефери. Традиционно форма судей строгая и консервативная: сначала арбитры носили костюмы, затем просто одевались в черное и только в 90-е у них появилось хоть какое-то разнообразие в цветах.

До 1950-х судьи выходили на поле в пиджаках. Дальше — три десятилетия носили черные рубашки с длинным рукавом

В первой половине XIX века играли без судей — все спорные моменты решались между капитанами. К первому розыгрышу Кубка Англии (сезон-1871/72), англичане придумали кое-что новое. Они решили, что судья не помешает, но он должен быть не один, а у каждой команды свой.

Надо понимать, что до 1891 года арбитры не бегали вместе с футболистами, а находились за пределами поля. В их задачи входило следить за временем и разруливать спорные ситуации. Когда к одному из судей обращались игроки, он совещался с судьей второй команды и они принимали общее решение.

Часто все затягивалось и вызывало еще большие споры — это злило английских болельщиков не слабее нынешнего ВАР. Поэтому в поздних раундах первого Кубка Англии добавили нейтрального арбитра, к которому оба судьи обращались, если не могли договориться между собой.

Первый финал Кубка Англии судил бухгалтер Казначейства Альфред Стэйр (нейтральный), помогали ему также госслужащие — Дж. Х. Джиффард (от «Ройал Энджинирс») и Джеймс Киркпатрик (от «Уондерерс»).

Их внешний вид не задокументировали, но можно предположить, что они — как и большинство арбитров того времени — носили не спортивную, а деловую одежду. Это придавало первым судьям авторитета и выделяло на фоне игроков.

Вот как элегантно выглядел рефери, который обслуживал матч между «Челси» и «Тоттенхэмом» в 1913 году. К тому времени судьи уже вышли в поле и стали полноправными участниками матчей.

А это рефери Уильям Банелл перед финалом Кубка Англии-1927. Бабочка на месте.

Лайнсмены тоже предпочитали костюмы. Вот бригада арбитров с капитанами сборных Уругвая и Аргентины перед финалом Олимпиады-1928.

Бельгиец Джон Лангенус выходил на поле в брюках-гольф, пиджаке и галстуке. В 1930 году он судил финал первого чемпионата мира.

На ЧМ-1938 рефери все еще не отказались от костюмов. Вот капитаны сборных Италии и Венгрии обмениваются рукопожатиями перед матчем.

А это голландцы и чехословаки.

Рефери не расставались с пиджаками вплоть до 1950-х. На ЧМ-1954 форма стала чуть больше напоминать спортивную. Однако судьи по-прежнему жарились в черных рубашках с длинным рукавом и белыми воротниками.

Так выглядел советский рефери Николай Латышев перед финалом ЧМ-1962. Обратите внимание на шорты с выглаженными стрелками у лайнсмена.

Примерно один и тот же дизайн судейской формы сохранялся с середины 50-х до середины 80-х. Только тогда у судей появились первые футболки, но тоже черные и с белым воротником. Обратите внимание на француза Мишеля Вотро перед финалом Евро-1988.

Настоящий прорыв произошел на ЧМ-1994, когда судьям дали несколько цветов на выбор. Судивший финал венгр Шандор Пуль был очень заметен.

Судьи носили черную форму до 1990-х. Все изменило телевидение

Исторически сложилось, что судьи одевались в черное. Исключение — когда одна из команд играла в слишком темной форме.

Перед матчем между Италией и Францией (3:1) на ЧМ-1938 рефери снял пиджак. Очевидно, причина в черной форме Джузеппе Меацца.

В остальных случаях черный для арбитров стал родным. Именно поэтому в Европе так мало команд, которые играют в черном — как правило это только выездной или третий комплект. За судьями закрепилось прозвище «Люди в черном», а у английских фанатов появилась кричалка — «Что это за ублюдок в черном?».

Разнообразие пришло только в 1990-х. Как мы уже писали, на ЧМ-1994 судьям предоставили на выбор бордовый, желтый и белый, а в только что созданной АПЛ арбитры начали носить зеленый. Оба изменения сделали в угоду телезрителям.

У арбитров в карманах много всего: от свистков и карточек до монетки и блокнота. Иногда они путаются: Роналдиньо однажды показали красную вместо желтой

В 1878 году судья впервые применил свисток. Арбитры того времени все еще работали за пределами поля и в случае необходимости просто кричали или размахивали флажком. Свисток появился в матче Кубка Англии, в котором «Ноттингем Форест» принимал «Шеффилд Норфолк». Его создал изобретатель Джозеф Хадсон — он позже станет крупнейшим производителем свистков.

Сейчас большинство рефери используют свистки канадского бренда Fox 40. На матч судья выходит с двумя свистками: один на шее, а второй в кармане шорт.

Привычные всем желтые и красные карточки появились в футболе намного позже, чем свистки — впервые их опробовали на ЧМ-1970 в Мексике. До этого предупреждения выносились устно, что затрудняло процесс во время международных матчей. Первую желтую пришлось доставать уже в матче открытия чемпионата мира — ее получил полузащитник советской сборной Кахи Асатиани.

«Первые желтые и красные карточки делали из обыкновенного цветного картона, — вспоминал арбитр Сергей Мостовой. — Часто прямо на них записывались номера провинившихся футболистов. Со временем для долговечности карточки стали ламинировать, а у арбитров появились специальный блокнотик и карандаш. Авторучку брать нельзя: погода бывает разной, и то ручка не пишет, то чернила размазывает. Теперь у всех профессиональных судей в нагрудном кармане пластиковые карточки, в основном китайские, с обязательно ярким «кислотным» цветом. Перед выходом на поле арбитр кладет их под обложку блокнота вместе с карандашом.

Листок блокнота расчерчивается пополам по вертикали. Первая графа — «хозяева», вторая — «гости». Арбитр в блокноте фиксирует: на какой минуте показана карточка, номер игрока и за что тот наказан. Главное — не путаться в столбиках и в номерах предупрежденных игроков».

Помимо карточек, судейского блокнота и свистка, рефери берут с собой на игру часы, монетку для подбрасывания, гарнитуру для общения с помощниками, которая работает по типу рации. В некоторых чемпионатах арбитры также используют исчезающий спрей.

Нет строгих правил, что класть в какой карман. Однако от этого зависит качество работы и на судейских форумах можно увидеть массу рассуждений на тему.

Вот один из таких комментариев от рефери из Англии на сайте Refchat: «Раньше я держал желтую карточку в левом кармане, а красную — в правом. Но однажды я перепутал и случайно показал красную вместо желтой. Игрок был в ужасе, да и я тоже! К счастью, я только вынул ее и не успел поднять. С тех пор я кладу красную в задний карман. Хотя все зависит от личных предпочтений и нет правильного или неправильного варианта».

От таких случае не застрахован даже Рональдиньо. В 2009 году американский рефери Хорхе Гонсалес чуть не удалил бразильца, но вовремя исправился.

Матч хоть и с «Интером», но товарищеский, оба просто посмеялись:

Судьям можно носить бороды и тату, но их почти ни у кого нет. Кепки и солнцезащитные очки — под запретом

  • Сейчас ФИФА позволяет арбитрам носить 5 цветов — черный, красный, желтый, зеленый и синий. А вот шорты, гетры и обувь должны быть черными.

  • Судья, его помощники и резервный должны выступать в экипировке, которая отличает их по цвету от игроков обеих команд и вратарей. Как правило, первыми цвет формы выбирают команды, затем рефери, а после них вратари. У всей судейской бригады униформа одинаковая.

  • На международных матчах ФИФА арбитры надевают форму adidas. Немецкий бренд уже 50 лет сотрудничает с организацией — с тех пор, как поставил официальные мячи на ЧМ-1970. Действующий контракт закончится только в 2030-м.

  • Экипировку арбитрам делают из специальной синтетической ткани, которая выводит пот и сохраняет комфортную температуру тела. В отличие от игровой формы, на футболке арбитров есть карманы.

  • Судьям не запрещено иметь татуировки и бороды, но они мало у кого есть. Тату, как правило, расположены не на видных местах.

  • Судейская экипировка исключает головные уборы, за исключением обязательного покрытия по религиозным причинам. В Великобритании первой рефери в хиджабе в 2017-м стала Джавахир Робле, она судит в низших дивизионах Англии.

  • Солнцезащитные очки также недопустимы. Они создают барьер для зрительного контакта с игроками, а также создают иллюзию плохого зрения.

Фото:eastnews.ru /imago sportfotodienst, AFP;fifa.com ,wikimedia.org /Nationaal Archief;gettyimages.ru /Keystone, Topical Press Agency, Monty Fresco, H. F. Davis, Hulton Archive, Mike Hewitt, Bongarts, Mike Cooper/Allsport, Ian Walton, Ross Kinnaird, Dave Thompson


Азатхан Чекабаев

Редактор блогов

Продолжить чтение

Trending

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять